Новый подход к решению проблем поведения собак.
Воспитание собаки - Поведение собаки |
Итак, мы сказали, что к концу 90х годов эти знания были существенно расширены и продолжают расширяться как работами биологов, так и специальными исследованиями экспертов-кинологов. В результате любое поведение собаки начали рассматривать как комплексную реакцию высокоразвитого, социального животного на его окружающую среду. Так появился совершенно новый подход к анализу поведения собак и решению проблем их поведения.
Что же это за подход?
Какие вопросы вы себе задаете, когда хотите понять мотивы поведения какого-то человека, который, например, почему-то обидел Вас, или не хочет с Вами разговаривать, или не соглашается сделать то, о чем вы его просите, или повел себы как-то странно? Уверена, что Вы спрашиваете себя:
• как этот человек себя чувствует, не болит ли у него что-то?
• находится ли он в состоянии стресса?
• понимает ли он язык, на котором Вы говорите?
• понимаете ли Вы сами язык, на котором он обращается к Вам?
• интересует ли его вообще этот контакт с Вами на данную тему?
• насколько Вы сами ему важны как личность?
• достаточно ли Вы знаете об этом человеке – о его привычках и жизненном опыте, чтобы оценить его поведение?
• и т.д.
Все эти вопросы можно в полной мере перенести на анализ поведения собаки, причем, дело здесь не в сентиментальности, а в том, что, как поведение человека, так и поведение собаки регулируется одними и темиже анатомическими механизмами: головной мозг собаки, как и мозг всех других млекопитающих, в том числе и человека, состоит из тех же самых частей. Это значит, кроме прочего, что и у нас, и у собаки хорошо развита способность испытывать всю гамму основных эмоций – страх, радость, горе, привязанность и т.д. У собаки, как и у нас, есть те же самые составные части мозга, которые называют «социальным мозгом», то есть части мозга, которые отвечают за поведение собаки в социальной среде. Эмоции дополняют этот механизм, давая собаке возможность воспринимать стимулы окружающей среды и адекватно реагировать на них. Разница между человеком и собакой заключается по большей части только в том, насколько развиты эти отдельные части. Например, у человека больше развит участок, отвечающий за зрение, а у собаки – лучше развит слух и обоняние. У человека, в отличае от собаки, более мощный неокортекс. Это значит, что мы отличаемся от собаки прежде всего способностью к лучшему аналитическому мышлению. При этом и аналитическое мышление свойственно и животным.
Американский зоолог Д.Р. Гриффин был первым в мире ученым, который доказал, что умственные способности человека и животного идентичны. Поэтому в 70х годах ХХ века для изучения разума животных была основана специальная наука - этология разума. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что для успешной коммуникации с собакой и для правильного анализа ее поведения – и, следовательно, коррекции нарушений поведения, нам нужно иметь те же самые основные параметры, что и для коммуникации и анализа поведения человека. К таким параметрам относится:
1. знание о том, как собака реагирует на стресс
2. знание языке телодвижений собаки
3. знание об аккустических способах выражения собаки
4. знание о качестве социального контакта хозяина и собаки
5. знание о генетически заложенных видах поведения (как биологических, так и рассовых)
6. знание о способах и особенностях обучения (о психологии обучения)
7. знание о том, как работают органы чувств собаки
8. знание о жизненном опыте конкретного животного
9. знание об актуальной социальной ситуации, в которой это животное находится
10. знание о состоянии его здоровья.
11. знание индивидуальных особенностей характера собаки.
Давайте посмотрим теперь, какие сведения о собаке учитывались при анализе и коррекции поведения раньше и какие – нет.
1. Стресс: как правило, это понятие хоть и было в лексике зоопсихологов, но на него не обращали много внимания. От стресса прописывались медикаменты и больше никто не обращал на него внимания. Компоненты поведения собаки, вызванные стрессом, были практически не изучены. Только в 2002 году немецкими кинологами, на основании специального исследования, был составлен перечень видов поведения, вызываемых стрессом, а также составлен перечень причин, которые даже в повседневной жизни вызывают у собаки стресс. Было доказано, что множество проблем поведения появляется именно из-за стресса или являются элементарным выражением стресса. Поскольку восприятие собаки сильно отличается от восприятия хозяина, хозяин не способен воспринять источник стресса как таковой без специального знания о мире ощущений своего питомца. Например, даже слишком положительные события в жизни собаки, такие как например, постоянные прогулки, неумеренно продолжительные ласки и игры, постоянное внимание, также могут стать источником стресса. Итак, первым пунктом в любом анализе поведения является выяснение вопроса, находится ли собака в состоянии стресса. На этот вопрос можно легко ответить, если сравнить проблемное поведение собаки с обычным перечнем проявлений стресса у собак, а также проанализировать условия ее содержания на наличае источников стресса.
2. Язык телодвижений и аккустические способы выражения долгое время являлись загадкой. Сначала люди трактовали «сообщения» собаки интуитивно или согласно собственным представлениям. В последние десятилетия интерес к этой теме усилился настолько, что стали появляться книги о собаках типа «Научитесь понимать свою собаку». Авторы этих книг в лучшем случае старались выдать за язык собаки позы агрессии и страха, доминантности и подчинения за полноценный язык собаки. В худшем случае – они интерпретировали выражения животного согласно собственным убеждениям. С конца 90х годов у нас появилась совершенно новая, проверенная на миллионах собак, база для понимания собаки: сигналы примирения, которые открыла и изучила норверский тренер, кинолог-эксперт Турид Ругаас. Это примерно 30 тонких сигналов, «маленьких писем», которыми собаки общаются как между собой, так и с нами. Сигналами примирения собаки сообщают нам свое отношение к окружающей среде и ко всему, что вокруг них происходит, в том чисте и о своем стрессе. И если хозяин или тренер адекватно реагирует на эти сигналы – в быту, на тренировке, во время прогулки, во время ухода и т.д., собака получает подтверждение того, что хозяин ее понимает, что он говорит на ее языке, что создает неповторимое чувство единства хозяина и собаки. Причем хозяин способен без труда имитировать язык собаки и таким образом эффекивно влиять на ее поведение.
3. Турид Ругаас провела также еще одно интереснейшее исследование: это исследование лая собаки. Лай – это не «недостаток поведения», а естественный способ коммуникации собаки с окружающими, ее реакция на среду, в которой она находится, это очень важный индикатор состояния собаки. При анализе поведения собаки и выяснении причины проблем поведения анализ лая (картина лая и его нарушения) является важнейшим источником информации. Например, истерический лай или реакция на любое движение хозяина истерическим лаем говорит о наличае у собаки стресса. Турид Ругаас показала, что лай – это не катастрофа, а вид поведения, который можно регулировать... имитацией сигналов примирения, которые соощают собаке о том, что у нее нет причины лаять! Или, если лай является следствием нервного перенапряжения, хозяин должен принять меры ликвидации источников стресса.
В следующем выпуске мы продолжим разговор на даную тему.
С уважением, Ольга Кажарская.
Автор материала: Ольга Кажарская
Читайте: |
---|