Зачем собаке учиться? И как ее учить? (Часть 1)
Кинология - Уход вопросы и ответы |
Что нужно сделать, чтобы дрессировка была эффективной, а между вами и собакой упрочились доверие и взаимопонимание?
Отчего одна собака слушается своего хозяина, а другая нет?
Какие основные принципы лежат в основе обучения и дрессировки?
Как правильно дрессировать собаку?
Как обучать собаку основным навыкам общего курса дрессировки?
На эти и другие "Как?", "Зачем?" и "Почему?" вы найдете ответы, прочитав это краткое руководство.
Большинство авторов физиологические основы дрессировки определяют с позиций условно-рефлекторной теории И. П. Павлова. В соответствии с ней все формы поведения живых существ (включая человека) могут быть объяснены на основе принципа условного рефлекса, и сущность дрессировки состоит в выработке и использовании в работе нужных условных рефлексов.
Согласно этому принципу ранее индифферентный (нейтральный) раздражитель, например, команда "Сидеть!", если ее подавать перед насильственным усаживанием собаки (многократно сочетая команду с принуждением), приобретает значение условного раздражителя и будет запускать условно-рефлекторную реакцию посадки собаки.
В этом случае, по мнению приверженцев условно-рефлекторной теории, между слуховым и двигательным центрами мозга образуется временная связь (так называемая дуга условного рефлекса), и после этого достаточно подать команду "Сидеть", чтобы собака села - все равно, что нажать кнопку "Пуск" на пульте управления.
Так ли это? Приведем примеры, нередкие во время дрессировки.
1. Уже не раз подана команда "Сидеть!", а Рекс не садится смотрит на играющих рядом с ним собак - а ведь совсем недавно он выполнял этот навык немедленно после первой команды.
2. Тузик прекрасно выполняет команду "Сидеть!" и дома, и на улице, и на дрессировочной площадке, а вот на дрессировочном бревне сидеть отказывается.
3. Атос, когда ему подает команду "Сидеть!" маленький Саша, редко садится правильно: то завалит под себя задние ноги, то ляжет или начинает легонько покусывать мальчика, приглашая поиграть, зато Егора Степановича слушается беспрекословно и посадку выполняет точно, как требуется.
4. Подана команда "Сидеть!", но вместо того, чтобы сесть, прекрасно знающий и выполняющий эту команду Рокки вдруг бросается на проходящую мимо немецкую овчарку.
5. Грин не садится на мокрый асфальт, несмотря на то что хозяин вот уже в десятый раз подает команду.
6. Почему вчера Лада работала быстро и без ошибок, а сегодня работает вяло и постоянно ошибается?
7. Отчего Солли выполняет отработанный навык с отсутствующим видом и грустными глазами, а Санни с радостью ждет следующей команды?
Почему после команды "Сидеть!" во всех описанных случаях собаки, не выполняя известный навык, ведут себя по-разному? Ведь согласно условно-рефлекторной теории, отводящей внешним раздражителям главенствующую роль в управлении поведением, команда должна запускать условно-рефлекторную реакцию посадки.
На этот, как и на многие другие вопросы, условно-рефлекторная теория, к сожалению, ответов не дает. В частности, она не в состоянии объяснить сложные формы поведения человека и животных (ассоциативное обучение, инсайт*, способность к экстраполяции направления и тому подобное).
(* Инсайт - это способность животных решать задачи сразу, без предварительных проб и ошибок, своего рода "животное озарение". ** Экстраполяция направления движения - это способность животного по первоначальному направлению перемещения объекта прогнозировать направление его последующего перемещения. Например, если преследуемое животное скрывается за непрозрачной перегородкой, собака чаще всего огибает ее с другой стороны, тем самым сокращая расстояние.)
I. Нравится ли собаке учиться? Почему утром мы просыпаемся и встаем с кровати, затем умываемся, одеваемся, завтракаем и добираемся тем или иным транспортом до работы? Отчего работе одни из нас отдают все свои силы, другие отбывают там время по необходимости? Однако и то и другие обедают, а возвращаясь домой после работы, заходят в магазины, ужинают, смотрят телевизор, ложатся спать. Помимо этого мы учимся, много читаем, посещаем выставки и концерты, кино и театр, общаемся со знакомыми, занимаемся спортом, ходим в походы, строим дома и дачи, рожаем и воспитываем детей, заводим животных.
Зачем все это нам нужно? Почему мы делаем это изо дня в день, из года в год? Что движет нами? К чему мы стремимся? На эти и многие другие вопросы, включая и заданный нами в заголовке, позволяет дать ответы теория функциональных систем, разработанная более 50 лет тому назад академиком П. К. Анохиным.
С позиции теории функциональных систем наше с вами поведение в основном определяют естественные биологические и социальные потребности. Другими словами, когда мы хотим есть, то готовим еду или идем в столовую. Если хочется пить - наливаем себе воду или ищем автоматы с газировкой. В том же случае, если на нас мчится автомобиль, отскакиваем в сторону.
Поведение собак также определяют биологические и, "социальные" потребности- в этом мы очень похожи друг на друга и, видимо, оттого наша многовековая дружба и взаимодействие приносят нам столько радости и тепла.
Несмотря на то, что одновременно потребностей у человека и собаки может быть несколько, в каждый конкретный момент в реальное поведение может преобразовываться лишь одна из них - наиболее сильная. Например, если вам хочется и есть, и спать, и читать, то вы сначала поедите, потом почитаете и лишь затем уснете. В том же случае, если спать хочется очень сильно, вам будет не до еды и не до книги. И у собаки обычно бывает в одно и то же время несколько потребностей, но в каждый конкретный момент доминирует и удовлетворяется лишь одна из них. Например, если собака играет, то есть удовлетворяется ее потребность в игре, это не значит, что при этом у нее нет потребности и еде, воде или половом партнере.
Значит, характер поведения человека, собаки или любого другого живого существа определяется в основном той потребностью организма, которая в настоящее время доминирует, то есть является более сильной.
При этом все действия человека или животного направлены на достижение вполне определенного результата - частичное или полное удовлетворение этой потребности. Однако для того, чтобы доминирующая потребность была полностью удовлетворена, необходимо сложное по своей структуре целенаправленное поведение. В основе его лежит функциональный принцип организации. Попытаемся проиллюстрировать закономерности, его определяющие, на примерах пищевого поведения человека и собаки.
Предположим, что, находясь на рабочем месте, вы захотели есть, однако, как это ни печально, пока не настанет время обеда, вам не удастся утолить голод. Ну вот, наконец можно идти обедать. Тут вы, привлекая свою память, анализируете обстановке. "Диетическая столовая, - думаете вы, - находится недалеко, но там в последнее время плохо готовят. Кафе "Орленок" закрыто на ремонт. В ресторане "Восход" приходится долго ждать, пока обслужат, а мне надо успеть до конца перерыва купить продукты- к тому же там дорого. Столовая N 8 находится в 10 минутах езды на трамвае, там кормят неплохо, недорого и быстро, рядом есть большой гастроном". Выбор сделан - вы решаете ехать в столовую N 8. Однако, проходя мимо кафе "Орленок", видите, что оно открыто, ремонт закончился. Вы идете обедать ту да. Зайдя в кафе, в соответствии со степенью голода и своим вкусом выбираете блюда, порой осуществляя замену их уже на подносе. После чего садитесь за стол и потребляете пищу. После окончания еды, если вы недостаточно сыты, то можете взять дополнительную порцию, а потом, если хватит времени - отправитесь удовлетворять другую свою потребность (пойдете в магазин за продуктами)...
Закономерности, лежащие в основе функциональной системы пищевого поведения человека, можно представить следующим образом.
Вы почувствовали голод- а что это, собственно, значит? Голод - это прежде всего ваше субъективное ощущение дискомфорта, т. е. отрицательное эмоциональное состояние, связанное с недостатком питательных веществ в организме. Другими словами, организм извещает мозг посредством определенных биохимических сигналов, что существует потребность в пище. Эти сигналы запускают деятельность особых центров мозга (мотивационных), формируется мотивационное возбуждение, распространяющееся на различные области мозга.
В результате вы начинаете чувствовать голод и реальное желание пойти подкрепиться - начинает доминировать пищевая мотивация. Пищевая мотивация возникает заранее, с большим опережением во времени, а не тогда, когда организм уже обессилел от истощения. Доминирующая мотивация является мощным направляющим и организующим фактором поведения, объединяя вполне определенные структуры мозга. Пищевая мотивация активизирует также наследственную (генетическую) и приобретенную память.
Это значит, что, захотев есть, вы начинаете вспоминать все, что когда-либо было связано с удовлетворением пищевой потребности в данных конкретных условиях. Ведь опыт добычи пищи в тайге, тундре, тропиках и городе различен. В описанном нами примере вы начинаете проигрывать возможные варианты обедов в том или ином общественном заведении. В том случае, если поблизости от предприятия, где вы работаете, нет ни кафе, ни столовых, ни гастронома, а еду из дома вы не захватили, то пищевая потребность не может быть удовлетворена.
Таким образом, доминирующая мотивация может реализоваться в целенаправленное поведение только во вполне определенных условиях. В нашем случае одним из важнейших факторов обстановки является перерыв на обед и наличие столовой. Получается, что для реализации любой доминирующей мотивации необходимо присутствие вполне определенных стимулов - обстановочных и санкционирующего ("разрешающего"). В данном примере санкционирующим стимулом является время обеда, установленное правилами внутреннего распорядка работы предприятия.
Итак, обстановка благоприятствует, однако перед тем, как идти обедать, вы выбираете вполне определенное место обеда, отсеивая непригодные варианты. Иными словами, из нескольких возможных решений вы принимаете единственное, как вам кажется, правильное. На этом этапе вы уже заранее предвидите конечный результат своего обеденного похода: у вас есть модель будущего результата поведения. Это предвидение обеспечивается специфическим механизмом, так называемым акцептором результата действия. Акцептор результата действия позволяет с опережением во времени предвосхищать успех или неуспех задуманного поступка, исправлять поведение по ходу, а также сличать предполагаемый (модельный) результат с реально полученным.
Скажем, перед тем как пойти поесть, вы с высокой точностью предусматриваете все возможные варианты обедов и их качество в том или ином предприятии питания, а при движении в столовую осуществляете коррекцию своих действий и целенаправленно меняете место обеда. Попав в кафе "Орленок", вы отбираете блюда, оцениваете их вкусовые качества, внешний вид, а после обеда - степень своей сытости. В том случае, если голод не утолен, вы производите дополнительные действия, позволяющие достигнуть конечного результата, то есть полностью насытиться. Именно на этих этапах реализации поведения наиболее активно функционирует механизм предвидения его результата.
Исходя из концепции К. В. Судакова, целостное поведение человека и животных можно подразделить на отдельные структурные единицы - "квант". Каждый "квант" формируется доминирующей потребностью организма и завершается при большем или меньшем ее удовлетворении.
В основе "кванта" поведения лежат уже знакомые нам принципы организации функциональной системы. Поведенческая деятельность собаки также состоит из "квантов". Поведенческий "квант" в процессе дрессировки, по-видимому, будет соответствовать одной реализации навыка.
Навыком называется определенная последовательность действий собаки, позволяющая ей с высокой вероятностью достигать положительного результата (то есть частичного или полного удовлетворения потребности). Например, прыгнув по команде, собака получает кусочек пищи, то есть частично удовлетворяет потребность в пище.
Итак, на простом примере пищедобывательного поведения мы рассмотрели основные закономерности, лежащие в основе любой целенаправленной деятельности, нашей с вами в том числе. Можно ли провести какую-либо аналогию между поведением дрессировщика и его собаки? Какие общие законы лежат в их основе? Попытаемся ответить на эти и заданные раньше вопросы, проанализировав пищевое поведение собаки во время, дрессировки при обучении ее навыку апортировки (подноски предметов).
Для того чтобы собака подносила предметы, ей необходимо испытывать в этом определенную потребность (интерес). Навык апортировки может быть выработан на базе различных потребностей животного: в пище, игре, самосохранении.
Например, мы с вами решили обучать собаку, используя ее потребность в пище. При каких условиях нам это удается? Во-первых, если мы сможем заинтересовать собаку, объяснив ей, что, подав апортировочный предмет в руки владельца, она обязательно получит лакомый кусочек- во-вторых, если создадим такие условия, в которых пищевая мотивация станет доминирующей. Чтобы добиться этого, мы организуем кормление собаки так, что основную часть своего рациона она будет получать во время работы. Именно это позволит нам объяснить собаке, что для того чтобы получить пищу, нужно работать, и что, выполняя требуемую работу, можно насытиться.
При соблюдении этих условий пищевая потребность легко трансформируется в пищевую мотивацию. А мотивация, в свою очередь, активизирует в памяти животного то, что связано с процессом его обучении навыку подноски предметов и удовлетворения при этом пищевой потребности.
Предположим, что дрессируемая нами собака имеет незначительный опыт обучения апортировке и оттого не всегда точно и умело подает предмет непосредственно в руки владельца. Однако делает она это с большим желанием. Увидев палку в руках дрессировщика, собака внимательно наблюдает за его движениями, ожидая команды "Апорт", взмаха рукой и броска предмета (в нашем случае она ведет себя так потому, что хочет есть). Одновременно с этим она оценивает и окружающую обстановку. Знание обстановки необходимо собаке для того, чтобы с опережением во времени "планировать" свою деятельность, в том числе и пищевое поведение. Например, в том случае, если дрессировщик забыл взять с собой на занятия пищу или на дрессировочной площадке находятся "враги" обучаемой собаки, то отработка навыка апортировки на базе пищевой мотивации вряд ли будет возможна.
Но вот дрессировщик взмахнул палкой и подал команду "Апорт"- собака, наблюдая за движением его руки еще до того, как полетит палка, определяет направление и дальность броска, то есть мгновенно оценивает характер обстановочных стимулов (направление, силу взмаха). Взмах руки и команда в данном случае являются санкционирующими ("разрешающими") стимулами, поэтому сразу после броска собака стремительно бежит к палке... Пока она подбегает к ней, вспомним, как вы выбирали место обеда, перебирая в уме возможные варианты. Примерно таким же образом, но только очень быстро, собака из нескольких программ поведения выбирает одну и принимает единственное решение из нескольких возможных (ведь направлений бега может быть много). Место падения палки собака определяет, используя свою способность к экстраполяции направления заранее, то есть у нее, как и у нас с вами, имеется аппарат предвидения результата поведения - акцептор результата действия.
Вот собака добежала и схватила палку, но сделала это неудачно и уронила ее. Животное тотчас же исправилось и бегом двинулось в сторону владельца. Поднеся предмет, собака остановилась. Однако до того как хозяин взял палку в руки и подал команду "Дай!", собака бросила ее и потянулась за лакомством. Но пищу она не получила, так как хозяин не одобрил ее поведения. Указав на палку, он вновь подал команду "Апорт!". Собака поскулила, но затем исправилась - схватила палку и подала ее дрессировщику в руки, за что тотчас же получила кусочек пищи, то есть достигла того результата, к которому все время стремилась.
После того как результат достигнут или не достигнут (то есть животное получило или не получило подкрепление), обязательно оценивается эффективность деятельности. Животное сопоставляет тот результат, который был заранее запланирован, с результатом, полученным в процессе поведенческой деятельности. Именно в момент этого сопоставления наиболее активно функционирует механизм предвидения результата поведения.
Предположим, что в процессе дрессировки мы все время допускаем одну и ту же ошибку: как только собака подносит брошенный предмет, мы, не взяв его в руки, хвалим ее и достаем лакомство. Увидев пищу, собака тянется к ней, ожидая подкрепления, и бросает апортировочный предмет. Но пищу не дают: для собаки реальный результат поведения не соответствует ожидаемому. В этом случае функциональная система поведения животного перестраивается, осуществляется новое исправление программ поведения, принимаются новые решения, предпринимаются все новые и новые попытки удовлетворения пищевой потребности.
Если мы ни разу не дадим лакомство, то собака откажется от дальнейшего выполнения навыка. Это объясняется тем, что сила пищевой мотивации, направляющей поведение, в связи с нерезультативностью поведения падает (то есть уменьшается заинтересованность собаки в работе). Это происходит несмотря на то, что потребность в пище у собаки объективно сохраняется на прежнем уровне.
Если же мы будем давать собаке пищу, хотя она и бросает палку, то тем самым восстановим пищевую мотивацию, повысив результативность ее поведения. Однако в конечном итоге наши действия приведут к тому, что собака начнет бросать апортировочный предмет целенаправленно, поскольку именно такие действия влекут за собой получение пищи.
Дрессировщику следует также учитывать, что во время дрессировки собаки в любой момент вместо пищевой может сформироваться и другая мотивация.
Вот на дрессировочной площадке появляется другая собака. Она весьма агрессивно настроена по отношению к нашей. И тут исчезнет пищевая мотивация, а с ней и поведение собаки, направленное на подноску предметов. Более сильной станет мотивация, основанная на потребности собаки в самосохранении. Появится поведение избегания или же агрессия.
Если же рядом окажутся друзья нашей собаки, то пищевая мотивация может уступить место игровой. В этом случае занятия по апортировке все равно придется приостановить и полюбоваться на играющих собак. Если собака наедается во время занятия, добиваясь искомого результата - полного удовлетворения пищевой потребности - то функциональная система данного поведения распадается: пищевая мотивация перестает доминировать, изменяется направленность поведения собаки.
Иначе говоря, если во время занятий вдруг появились другие собаки, то не злитесь на своего друга за непослушание, а выждите немного, пока пищевая мотивация вновь начнет доминировать ("голод не тетка"). Сытую собаку дрессировать на базе пищевой мотивации бессмысленно.
Учиться собаки любят лишь тогда, когда им это интересно, то есть когда они удовлетворяют те или иные свои потребности.
Таким образом, на примере небольшого дрессировочного фрагмента мы рассмотрели закономерности достаточно сложного целенаправленного поведения собаки, базирующегося на пищевой мотивации. Эти закономерности лежат в основе многих навыков, формируемых в процессе дрессировки.
Я надеюсь, что знание этих закономерностей поможет перестроить отношение дрессировщика и к самому процессу дрессировки, и к его деятельному участнику - собаке.
II. Как добиться эффективной дрессировки, сохранив доверие и взаимопонимание. Многие дрессировщики считают, что если они обучают собаку, то успех зависит от них и только от них. На самом деле это не так. Активный участник процесса дрессировки - не только дрессировщик, но и собака.
Если внимательно понаблюдать за отношениями дрессировщика и его собак
Читайте: |
---|