Обучение собаки выборке вещей
Воспитание собаки - День за днём |
Навык выборки вещи по запаху вырабатывается довольно просто и не требует большой затраты времени и сил при правильной постановке процесса обучения.
Этот навык является основным в работе собак - дифференциаторов запаха (одорологическая служба). В настоящее время приемы дрессировки выборке следует признать наиболее перспективными и для подготовки собак розыскной и защитно-караульной служб.
Долгое время считалось, что обучение выборке должно основываться на развитии апортировочного поведения. Однако практика показала, что собаки с ярко выраженной страстью к апортировке зачастую (при отсутствии постоянной тренировки) допускают ошибки в силу излишне темпераментной работы. Кроме того, использование вещей, побывавших в пасти собаки, для повторной, подтверждающей выборки с помощью другой собаки практически исключается. В связи с этим в ряде питомников МВД СССР в течение последних лет применяется обучение собак выборке на лакомство с обозначением выбранного предмета укладкой. Но используемая при этом методика, в целом значительно повысившая результативность работы, имеет все же серьезные недостатки. Так, например, собаки по-прежнему загрязняют выбираемые вещи своим запахом, работают результативно только по вещам со свежим и сильным запахом.
Приводимая ниже методика обучения свободна от указанных недостатков и позволяет быстро готовить собак, пригодных для практического применения.
Основные требования, предъявляемые к условиям обучения: дрессировка проводится в закрытом, регулярно проветриваемом помещении при комнатной температуре, без резких фоновых запахов и отвлекающих раздражителей- к дрессировке пригодны собаки, прошедшие проверку запахового анализатора на следовой работе, а также четко выполняющие навык укладки по первому сигналу дрессировщика-
- обучение строится на методике положительного подкрепления (вкусопоощрительный метод) и поэтому собаки перед занятиями должны быть голодны-
- в целях сохранения заинтересованности собаки в работе следует проводить не более трех-четырех занятий в день по 5 - 10 мин каждое, а в течение занятия не более трех-четырех выборок-
- при проведении обучения в зимнее время следует предварительно выдержать собаку в помещении 20 - 30 мин для восстановления функций органов обоняния, нарушающихся от резкого перепада температуры.
Необходимое оборудование:
- однорядный ящик с ячейками, рассчитанными на размещение в них двух- или трехлитровых стеклянных банок. Верхняя крышка ящика с прорезями для горловин банок должна находиться на одном уровне с ними. Банки в ящик ставятся сбоку. Вполне достаточно, если в ящике будут размещаться 10 банок на расстоянии 30 см друг от друга. Банки следует снабдить сетчатыми крышками из металлической проволоки (или жестяными крышками с просверленными отверстиями), а также стаканами из полиэтилена глубиной 15 см. Стаканы изготавливаются наклеиванием полиэтиленового пакета подходящего размера к проволочному кольцу диаметром, немного превышающим диаметр горловины банки. Банки и стаканы нумеруются-
- переносная ширма из плотной ткани шириной не менее 2 м, высотой не менее 1,5 м-
- деревянные или металлические пинцеты длиной 50 см-
- деревянные апортировочные предметы из сухого дерева длиной 15 см, диаметром 3 см-
- куски фланелевой ткани размером не менее 30х30 см (адсорбенты).
Выработка навыка последовательного обнюхивания ячеек занимает не более двух-трех дней. Для этого дрессировщик закрывает все банки крышками и раскладывает на них лакомство (обычно - вареное мясо). Подведя собаку на поводке к краю ящика, командует ей: Ищи (Нюхай) - и, поощряя поедание корма возгласом Хорошо , проводит собаку вдоль ящика. Усадив (уложив) собаку за ширмой, дрессировщик снова раскладывает мясо и повторяет прием. В первый день вполне достаточно повторить его три-четыре раза, при этом к концу занятия дрессировщик удлиняет поводок, а сам остается на месте, На последующих занятиях поводок отстегивается перед пуском.
Следующий этап обучения - обозначение источника запаха укладкой. Для этого лакомство помещают в полиэтиленовый стакан, опущенный в одну из банок. В момент обнаружения собакой запаха дрессировщик укладывает ее командой, а затем извлекает лакомство из стакана и скармливает его собаке. Применяя запаздывание в подаче команды, вырабатывают рефлекс бескомандной укладки перед источником запаха.
При наличии стойкой реакции переходят к обнаружению ткани с запахом мяса. Вводится предварительное занюхивание источника искомого запаха. Дрессировщик, усадив собаку за ширмой, одной рукой фиксирует ее морду, а другой подносит при помощи пинцета ткань с запахом к носу собаки. Не следует прижимать ткань к морде или слишком продолжительно давать занюхивать источник запаха. Собака отлично улавливает и запоминает запах, вдохнув его два - три раза. Дрессировщик укладывает ткань в стакан или непосредственно в банку и выводит собаку на поиск. За обнаружение и обозначение источника запаха собака поощряется дачей лакомства и выгуливанием.
Наиболее ответственный этап дрессировки - переход к обнаружению и дифференцировке запаха человека. В банки пинцетом раскладываются куски ткани или апортировочные предметы, не имеющие отличающихся запахов, а в одну из банок кладется предмет (ткань) с запахом постороннего человека (не следует использовать запах дрессировщика - это только усложнит выработку навыка). Предмет с тем же запахом дрессировщик дает собаке для занюхивания. Если при обнаружении источника запаха собака ведет себя нерешительно, то следует помочь ей, уложив ее негромкой командой и поощрив. Но такое подкрепление следует использовать осторожно, чтобы собака не приучилась ориентироваться при выборке на поведение дрессировщика. Каждое правильное действие должно вознаграждаться. С первого же занятия следует чередовать запахи различных людей с тем, чтобы на запах одного человека не выработалась нежелательная связь.
При уверенной работе собаки на следующем занятии остальные банки заполняются предметами с запахами других людей. Не следует в банки класть вещи, принадлежащие этим людям, так как они будут иметь слишком сильные запахи, а целью дрессировки должна быть дифференцировка слабых запахов. Поэтому при дальнейшем обучении рекомендуется снимать запах с нужной вещи, заворачивая ее на один-два часа в чистую ткань-адсорбент, и проводить выборку по "снятым" запахам (на первоначальных занятиях помощники натирают апортировочные предметы руками, а куски фланели помещают на полчаса за пояс). На этом этапе банки можно уже не закрывать сетчатыми крышками, так как собака к этому времени обычно приучается не совать в них морду при обнюхивании.
На следующих занятиях вводятся отвлекающие раздражители - предметы с запахами пищи, других собак, собаку приучают не отвлекаться на них. Проводятся контрольные проверки ("слепые" проработки), приближающие условия работы к практическим ситуациям.
После каждого занятия нужно дезодорировать ящик, банки, пакеты, учебные источники запаха. Банки и полиэтиленовые стаканы промываются с мылом в теплой воде и тщательно ополаскиваются. Фланель стирается и проглаживается горячим утюгом. Апортировочные предметы и пинцеты можно дезодорировать ультрафиолетовым облучением под ртутно-кварцевой лампой.
А. Н. Власенко
Читайте: |
---|